Для того, чтобы оценка транспорта была наиболее адекватной, оценщик должен иметь под рукой максимально полное информационное обеспечение, являющееся одним из приоритетных факторов, оказывающих влияние на качество оценки. Объективная информация – один из залогов того, что оценка транспортного средства будет достоверной, актуальной, точной, воспроизводимой, а самое главное – доказуемой. Стоит учитывать, что поиск информации – самая значительная часть затрат денежных средств заказчика и трудозатрат специалиста, которым проводится оценка транспорта. Главными элементами информационного обеспечения при оценивании автомототранспортного средства (АМТС) являются данные о ценах на модели, аналогичные по характеристикам объекту оценки, а также нормативные акты и вспомогательные данные.
В зависимости от того, для каких целей производится оценка оборудования и транспортных средств, а также от того, какие методики применяются в ходе проведения таковой, в качестве основной информации могут выступать источники данных о видах стоимости, искомом транспортном средстве и сегменте рынка, в котором оно участвует (седан, внедорожник, пикап; Ford, Mercedes, Porsche; бизнес-класс, эконом-класс, премиум, раритет), форма представления и источники получаемой информации. Основные виды стоимости, которыми чаще всего оперируют при оценке транспорта, являются цена изготовителя автомобиля и розничная рыночная цена. Основные типы объектов при оценивании АМТС – легковые автомобили, дополнительное оборудование к иномаркам, запчасти, материалы для ремонта АМТС и ремонтные работы по восстановлению таковых. Источники данных о стоимостях подразделяются на подкрепленные документацией и не имеющие таковой.
Документированные источники – те, которые имеют достаточный уровень доказуемости приводимых данных. Это периодика, непериодические печатные издания, которые выпускаются согласно требованиям федерального законодательства. Недокументированными, в свою очередь, являются источники, у которых отсутствует официальная регистрация, информация из Интернета, а также распространенное в настоящее время программное обеспечение для расчета стоимости АМТС. Все перечисленные источники актуальны, и когда производится оценка транспорта.
В случае, когда оценка транспорта ведется с целью расчета утраты товарной стоимости автомобиля иностранного производства, применяется метод Хальбгевакса. Стоит оговориться, что данная методика применима только в случае, если автомобиль – не старше пяти лет и если он побывал в дорожно-транспортном происшествии не более одного раза. Данная методика рекомендуема для расчета утраты товарной стоимости иномарок, находящихся на территории Российской Федерации ввиду того, что ею пользуются ведущие экспертные компании, в том числе, Eurotax и Audatex. Для того, чтобы оценка транспорта была осуществлена по данной методике, необходима следующая информация: розничная рыночная стоимость автомобиля, бывшегов употреблении ЦР, цена на новое АМТС ЦН, возраст авто (месс.), общая стоимость проведения ремонтных работ СО, стоимость работ СР; — стоимость материалов и запчастей СМ.
Изначально рассчитывается целесообразность самой оценки по формуле (ЦР/ЦН)×100%. Если эта величина ниже 40%, то утрату товарной стоимости (УТС) не рассчитывают, в противном случае расчет УТС целесообразен. Для расчета рассчитываются коэффициент относительной стоимости ремонтных работ А и отношение стоимости работы к цене на материалы и запасные части В. Оба коэффициента измеряются в процентах: А=(СО/ЦР)×100%, В= (СР/СМ)×100%. Далее по таблицам Хальбгевакса рассчитывается коэффициент К, который учитывается при конечном расчете утраты товарной стоимости: УТС= (К/100)×(ЦР+СО).
При значении А, меньшем 10% (стоимость ремонта несравненно ниже стоимости автомобиля, бывшего в употреблении), оценка транспорта с расчетом утраты товарной стоимости производится крайне редко. УТС рассчитывается предельно редко также, когда В